Аннотация

Книга, которую вы держите в руках, в полном смысле слова уникальна: она посвящена не просто наградам, связанным с великой историей нашего Отечества, но наградам Русской Православной Церкви. В ней раскрывается очень интересная тема, в современной фалеристической литературе освещенная крайне скудно и, подчас, непоследовательно. Поэтому, не будет слишком большим преувеличением сказать, что издание подобного охвата и объема публикуется в России впервые.

Заслуги священнослужителей Русской Православной Церкви поощряются наградами, каждая из которых имеет свою историю и свое символическое значение. Система этих награждений достаточно сложна, так как возникали они в разное время, в разных условиях, иногда при посредстве светской власти, изменяя, зачастую, свой первоначальный вид.

Иерархия Русской Православной Церкви состоит из трех степеней: диаконской, пресвитерской и епископской. Поэтому, священнослужители могут быть поощрены только наградами, присущими своему иерархическому уровню. О каждой из них вы можете прочитать в этой книге.

Фактически, внутри Русской Православной Церкви уже давно сложилась устоявшаяся система иерархических наград, т. е. знаков отличия для поощрения архиереев, священников и диаконов, свидетельствующих о достойном прохождении ими церковного служения.

Тем не менее, с течением времени возникла необходимость создания системы отличий для поощрения общественной и внутрицерковной деятельности, как членов церковного клира, так и мирян. Отчасти этому способствовало и то, что в годы советской власти государство сформировало новую наградную систему, основанную на поощрении за трудовые, боевые и общественные заслуги в деле защиты и построения социалистического общества. При этом государственные награды дореволюционной России оказались выведены из обращения и даже запрещены к ношению. При таком положении дел священноначалие Русской Православной Церкви озаботилось созданием собственной, церковной наградной системы для поощрения трудов, понесенных мирянами и клириками.

Первым по времени учреждения стал орден святого равноапостольного князя Владимира, появившийся в период первосвятительства Святейшего Патриарха Алексия I, в конце 1950-х гг.

Время правления Святейшего Патриарха Пимена ознаменовалось созданием ордена преподобного Сергия Радонежского в 1978 г. Десять лет спустя, в 1988 г., в ознаменование 1000-летия Крещения Руси, было учреждено сразу три ордена: орден святого Апостола Андрея Первозванного, орден святого благоверного князя Даниила Московского и орден святой равноапостольной великой княгини Ольги — специально для церковных тружениц.
С начала 90-х годов XX в. произошли значительные изменения в жизни Русской Православной Церкви.

Повсеместно стали открываться монастыри, восстанавливаться и строиться новые храмы, возродилось социальное, миссионерское и просветительское служение, возрос авторитет церкви в обществе. В связи с этим в последнее десятилетие были учреждены новые церковные ордена и медали, которыми отмечают труды священнослужителей и мирян за вклад в возрождение церковной жизни.

В настоящее время существует тринадцать церковных орденов, каждому из которых в этой книге посвящена отдельная глава. Кроме того, мы подробно освещаем церковные медали, входящие в капитул соответствующих орденов: благоверного князя Даниила Московского, святого Преподобного Сергия Радонежского (2-х степеней), святого Преподобного Серафима Саровского, святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, святителя Макария, митрополита Московского, преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, преподобного Андрея Рублева.

Украинская Православная Церковь Московского Патриархата тоже учредила два ордена: преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерского и преподобного Нестора Летописца, а Белорусская Православная Церковь — орден Креста преподобной Евфросинии Полоцкой.

Высшей наградой Русской Православной церкви сегодня является орден святого Апостола Андрея Первозванного, что соответствует положению одноименного ордена среди государственных наград Российской Федерации.
Статут некоторых орденов предусматривает награждение за заслуги в каком-то одном направлении церковной деятельности. Так, например, орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, награждаются священнослужители и миряне за заслуги в миссионерском служении; орденом святителя Макария отмечаются заслуги в области церковной науки. Орден святой равноапостольной княгини Ольги предназначен для награждения женщин.

В 90-х годах ХХ века появились и первые церковно-общественные награды. К ним относятся: орден трех степеней и медаль святого мученика Трифона, которые были утверждены в 1995 г.; орден святого благоверного царевича Димитрия, утвержденный совместно с Российским детским фондом в 1997 году.

Таким образом, награды Русской Православной Церкви, хотя и не были интегрированы в сложившуюся к настоящему времени государственную наградную систему, тем не менее, заняли значимое место в общественной и духовной жизни современной России.

Исследованием этого огромного пласта духовной жизни России стала новая книга известных российских фалеристов профессора Сергея Шишкова и Юрия Смирнова. Собранный ими за последние годы уникальный по объёму и полноте материал по истории церковных наград лег в основу книги «Награды Русской Православной Церкви», одновременно ставшей восьмым томом собрания «Награды Великой России».

Предлагаемая Вашему вниманию книга включает в себя не только информацию иерархических наград Русской Православной церкви. Помимо фотографий аверсов и реверсов знаков, их разновидностей, в нее включены изображения наградных документов, фотографии награжденных и эпизодов торжественного вручения им знаков отличия, другие интересные материалы, связанные с историей наградной системы Русской Православной церкви.
В заключении мы хотели бы сердечно поблагодарить всех тех людей, без которых во многом эта книга не могла бы стать такой, какой её вы видите сейчас. Это Г.И.Котов, К.К.Лыков, К.А.Новатарский, М.Ю.Павин, Н.В.Пономаренко, В.Рощин, В.А.Сайбель, В.И.Серебряков, Н.Столярчук, А.И.Яковец, служащие Владивостокской епархии.

Особую благодарность хочется выразить архиепископу Владивостокскому и Приморскому Вениамину и епископу Уссурийскому Сергию.

С уважением, Сергей Шишков, Юрий Смирнов

Введение

Возникновение церковных наград органически связано с жизнью христианской Церкви с самых первых веков ее существования. В апостольское время понятия церковной награды как таковой не существовало (в письменных источниках того времени нет свидетельств о каких-либо награждениях в первохристианских общинах). Но уже в то время в Церкви были четкие иерархические степени: епископство, пресвитерство диаконство, которые имели свои внешние отличия. Трехстепенная ветхозаветная иерархия стала прообразом для установления трехстепенной иерархии в Христианской Церкви. Для каждой  степени использовались различные детали в облачении при совершении богослужений.

Для рукоположения во священный сан тщательно избирались самые достойные («Рук ни на кого не возлагай поспешно» (апостол Павел, 1 Тим. 5, 22). Поставление на ту или иную степень церковной иерархии являлось честью для христиан. А надлежащее исполнение своих обязанностей обязывало остальных членов общины к особенному отношению к епископам и диаконам («Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь» (апостол Павел, 1 Тим. 5, 17).

Начиная с IV века, с прекращением гонений на Церковь, ее богослужебная жизнь получает особую торжественность и величие. Вселенские учители и святители в борьбе с ересями и расколами внутри Церкви уделяют большое внимание установлению особого благополения церковного богослужения, призванного выражать его внутреннюю красоту и через это быть средством привлечения людей в ограду истинной Церкви Христовой. Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст закрепляют в церковной жизни особую эстетику – антифонное пение, богатое церковное убранство, в том числе светлые облачения для клира и притча во время совершения храмового богослужения и Крестных ходов.

Даже нечестивый император Валент, приверженец арианства, присутствуя за богослужением, которое совершал святитель Василий Великий, «взирая на благополепие и порядок церковный и внимая пению и молитвам верных, дивился, говоря, что в своих арианских церквах он никогда не видал такого порядка и благополепия» (святитель Димитрий Ростовский). В житии Святителя описано, как при посещении преподобным Ефремом Сириным Кесарии «он увидел святаго Василия, шедшего в церковь с великой торжественностью, одетого в светлую одежду, и клир его, также облаченный в светлые одежды», и это смутило пустынника, которому заранее была открыта духовная высота Кесарийского архиерея. Но затем преподобный Ефрем лично убедился, что пышные одежды святого Василия не были препятствием к действию в нем даров Святого Духа, ибо красивые богослужебные облачения служили не славе человеческой, но славе Божией.

В развитие этого церковного установления внесли свой вклад благочестивые византийские императоры. Покровительствуя Церкви Божией, они даровали отдельным ее архиереям – за их особые заслуги и в знак своего личного к ним расположения – право использовать во время храмового богослужения детали своих парадных одежд. Так появились и в церковном обиходе саккос и поручи, большой омофор и митра, орлецы и источники на мантиях и многие другие части архиерейского облачения. С течением времени эти личные награды отдельных епископов распространились на епископат всей Церкви, а некоторые из них  — и на другие степени церковного клира.

Так внутри Церкви складывалась система иерархических наград, т. е. знаков отличия для поощрения архиереев, священников и диаконов, свидетельствующих о достойном прохождении ими церковного служения. Принцип, положенный в ее основу, заключался в даровании клирику приличествующих его сану дополнений, которые приблиажают их носителя к следующей иерархической ступени. Например, пояс, поручи, фелонь и крест. Дарование ему права ношения набедренника, камилавка и наперсного креста приближает его к сану протоиерея и является для него церковной наградой. Равно как дарование протоиерею палицы, креста с украшением, митры и права служения Божественной литургии с отверствыми Царскими вратами, приближает его к сану епископа и является для него приличествующими наградами.

Кроме иерархических наград в каждой Поместной Церкви применяются награды  для поощрения общественной и внутрицерковной деятельности как членов церковного клира, так и мирян. Эту систему общецерковных наград составляют, в основном, медали и ордена, история которых зародилась в Византийскую эпоху. Само слово «орден» происходит от латинсковго “оrdo”, что переводится как «отряд» или «организация». Со времен святого Константина Великого императоры Восточной Римской империи учреждали кавалерские товарищества или ордены под покровительством святого Георгия.

Затем традиция орденского союза долго развивалась исключительно в рамках западного христианства. Там в течение веков военно-монашеские братства или ордены постепенно были заменены светскими рыцарскими орденами, которые возникали под покровительством монархов. Члены каждого ордена собирались  по особым дням и надевали украшенную вышитыми крестами и звездой  одежду. Внешний вид этих знаков на форменных одеждах орденов отличался друг от друга. Эти орденские знаки к началу XVII в. приобрели государственное значение: пожалованием такого знака с причислением к тому или иному ордену награждалось служение государству.

Тогда же был сформирован стандарт орденских знаков. Каждый орден имел свой статут, т.е. правила пожалования ордена, орденский праздник, обязанности кавалера – как правило, участие в благотворительной деятельности и т. п. Ордена высших степеней включали в себя звезду и крест, а низших степеней – только крест. В числе знаков некоторых орденов были специальные орденские цепи, носимые на груди. Помимо цепей ордена носили на специальной муаровой ленте, надевая ее через правое плечо и образовывая у левого бедра пышный бант, в том месте, где находилась рукоять меча. К этому банту обычно прикреплялся орденский знак в виде креста. Звезду ордена носили на груди. Место размещения звезды определялось орденским статутом. Длина и ширина орденской ленты так же зависела от степени и ранга ордена среди остальных орденов.

Первоначально один человек мог быть членом только одного ордена и носить только его знаки. Когда ордены фактически перестали быть организациями, эта норма ушла в прошлое. Однако статуты некоторых орденов еще в  XX веке требовали, чтобы их знаки не соседствовали на одежде со знаками других орденов. В практике обычно носились на одежде знаки только высшего ордена. Знаки остальных орденов надевались лишь в торжественных случаях.

В это же время – в начале XVIII века – ордена, как государственная награда, появились и в России.
Сам по себе обычай  награждать особо отличившихся воинов и служивых людей за верность и отвагу существовал на Руси задолго до этого, с давних веков. В качестве награды использовались оружие, дорогие меха, золотые и серебряные кубки или ковши, реже – золотые и серебряные нательные кресты.

В XV-XVII вв. широкое распространение приобретают жалованные золотые. Князья, а затем и цари щедро награждали ими участников сражений и военных походов. При награждении учитывалось общественное положение награждаемых: чем знатнее было их происхождение, тем большего размера и веса был золотой. Тысячи таких наград были пожалованы участникам Крымских походов в 1687 и 1689 годах. Тогда же вошло в обычай носить их, пришивая на рукав или на шапку. Среди награжденных этими государственными наградами были и духовные лица.

В начале XVIII в. Отечественная традиция жалованных золотых нашла свое отражение в наградных медалях императора Петра I. Среди них особое место занимали золотые миниатюрные царские портреты под короной, украшенные эмалью и бриллиантами. Этой высокой и почетной награде Петр I придавал особое значение и лично награждал ею своих ближайших сановников и полководцев, отличившихся в сражениях. Петр I ввел западную традицию орденов в основу государственных наград России.

Первый российский орден возник после Полтавской битвы по личному указу императора Петра I. Им стал орден Святого апостола Андрея Первозванного. Эта высшая государственная награда вручалась за особые военные подвиги и государственную деятельность, «дабы взирая на сии явные знаки милости и преимуществ, ободрить и других к храбрым и верным услугам и к прочим подвигам в военное и мирное время». 10 марта 1699 года первым кавалером ордена стал фельдмаршал Ф. А. Головин. Сам же царь, в звании бомбардир-капитана, был награжден орденом Св. Андрея в 1703 году за взятие двух шведских кораблей в устье Невы.

Орден имел одну степень и состоял из золотого Андреевского креста, голубой ленты. Звезды и золотой цепи. Крест ордена носился на широкой ленте через парвое плечо у пояса, а в особо торжественных случаях – на особой грудной цепи из чередующихся звеньев: двуглавых орлов, картушей с вензелем Петра I и Андреевских крестов.
В дальнейшем император Петр I учредил еще несколько государственных орденов. Среди них – орден Святой ЕКАТЕРИНЫ, появившийся в 1714 году и ставший высшей женской наградой.

Вторым по значению после ордена Св. Андрея Первозванного стал орден Святого равноапостольного князя Владимира. Он учрежден 22 сентября 1782 года императрицей Екатериной II. Им награждали как офицеров, так и гражданских лиц за боевые заслуги или за выслугу лет. С самого начала было учреждено четыре степени ордена. Знаки ордена Св. Владимира I и II степени представляли собой золотой с красной эмалью крест и восьмиконечную звезду, а в III и IV степени – только крест. Изображение святого Владимира на кресте не помещалось. Лента ордена Св. Владимира красно-черная, но на практике кавалеры ордена I степени носили через правое плечо красную ленту. Звезды ордена I и II степени носились на левой стороне груди. Крест ордена I степени носился на черезплечной ленте на левой стороне груди, II и III степени на шее, на орденской ленточке, а IV степени – на груди.

Третьим российским орденом, задуманным еще Петром I как военная награда, стал орден Святого благоверного князя Александра Невского. Его официальное учреждение состоялось при Екатерине I, которая 21 мая 1725 года, в день бракосочетания своей дочери Анны Петровны с герцогом Карлом-Фридрихом, возложила этот орден на жениха. Орден имел одну степень и жаловался как за военные заслуги, так и за гражданскую службу.
Знаки ордена состояли из восьмиконечной серебряной звезды и золотого креста, в центре которого находился белый эмалевый медальон с живописным изображением Св. Александра Невского на коне. Звезда ордена носилась на левой стороне груди, а крест на красной муаровой ленте, носимой через левое плечо.
В 1797 году в число российских орденов был включен орден Св. Анны, учрежденный в Голштинии в 1735 году. Этот орден стал четвертым из высших российских орденов. Первые награждения им прошли в день коронации Павла I. Орден имел три степени, и награждали им как за военные, так  и за гражданские заслуги.

Знаками ордена I степени являлись красный эмалевый крест с финифтяным изображением Св. Анны в центре и серебряная восьмиконечная звезда, которую в отличие от всех остальных российских орденов носили на правой стороне груди. Звездой ордена, по статуту, награждались и иностранцы, но тогда ее украшали алмазами. Крест крепился на красной ленте с желтой каймой, перекинутой через левое плечо.

Орден II степени носился на узкой ленте, расположенной на шее, отсюда произошло и его обиходное название «Анна на шее».

Орден III степени жаловался только за военные подвиги и носился на груди, на банте из орденской ленты.
В 1815 году была введена и IV степень ордена Св. Анны, которой награждали младших офицеров за участие в сражении. Знак этой степени носился на эфесе холодного оружия в надпиcью. «За храбрость». До 1844 г. все награжденные орденом Св. Анны становились потомстенными дворянами.

26 ноября 1769 г. в Петербурге императрицей Екатериной II был учрежден орден Святого великомученика Георгия Победоносца. Эта высшая и особо почитаемая в России военная государственная награда жаловалась только офицерами, которые в военное время проявили храбрость и мужество на поле брани. Орден имел четыре степени, и награждение им начиналось с IV степени.

Орден состоял из золотого с белой эмалью креста с изображением Св. Георгия в центре, золотой звезды с девизом ордена и черно-оранжевой ленты. Знаками ордена Св. Георгия были для IV и III степени – крест, а для II и I степени – крест и четырехконечная звезда. Звезда ордена I степени носилась на левой стороне груди, а второй степени – на правой. Крест ордена I степени (золотой, покрытый белой эмалью) носился на ленте с тремя черными и двумя желтыми полосами, надетой через правое плечо. Кресты ордена II и III степеней носились на шее на Орденской ленте, а IV степени – на орденской ленточке на груди. Получившие знаки ордена любой степени становились потомственными дворянами.

С 1849 года имена Георгиевских кавалеров отмечались золотом на мраморных досках в Георгиевском зале Большого Кремлевского Дворца в Москве. За полтора столетия со дня учреждения, полными кавалерами этого ордена стали только 25 человек, в том числе и прославенные полководцы Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов-Голенищев и Михаил Богданович Барклай де Толли, все получившие также и княжеский титул за боевые заслуги. Из русских монархов орден Св. Георгия I степени имели только Екатерина II, как учреждительница ордена, и Александр II за участие в освободительной войне на Балканах.

С 1807 года были учреждены также кресты ордена Св. Георгия для награждения солдат и унтер-офицеров. Однако награжденные ими не являлись кавалерами ордена, а лишь состояли при нем.

Награждение высшими Российскими орденами влекло за собой значительные расходы для награжденного. Он должен был внести значительную сумму в казну, которая шла на благотворительные цели. Кроме того, он становился попечителем одного из богоугодных заведений без получения жалования за труды по должности.
С 1796 г. по указу императора Павла духовенство принималось в состав «Российского Кавалерского общества» и получило право на получение светских орденов и медалей Российской империи. Только в отличие от кавалеров-мирян священнослужители именовались «Высочайше Сопричаслинными к жалуемому им ордену. Первыми награжденными Павлом I светскими орденами (Св. Андрея Первозванного и Св. Александра Невского) были высшие церковные иерархи того времени: митрополиты Санкт-Петербургские и Новгородские Гавриил  (Петров), Амвросий (Победов), а также митрополит Московский Платон (Левшин).

Поначалу духовенство не было в восторге от награждения светскими орденами. Так, митрополит Московский Платон  возмущался: «Желаю умереть архиереем, а не кавалером». Митрополит Гавриил наотрез отказался от вручения ему Павлом I знаков католического мальтийского ордена Св. Ионна Иерусалимского, что послужило одной из причин опалы митрополита. Пришедший ему на смену митрополит Амвросий знаки ордена вынужден был принять. Также он исполнял при Великом Магистре Мальтийского ордена (Павле I) должность «Призрителя бедных».

Если высшими Российскими орденами – Св. Андрея Первозванного, Св. Александра Невского и первыми степенями орденов Святых Владимира и Анны могли быть награждены только высшие церковные иерархи и настоятели крупнейших храмов по настоянию императора, то по установившейся в XIX в. практике лица, прослужившие «беспорочно и с похвалой в священном сане» не менее 50 лет, представлялись к ордену Св. Владимира IV степени с бантом и надписью: «25 лет»; диаконы военного ведомства за выслугу 35 лет приобретали  право на получение ордена Св. Анны III степени. Священники, прослужившие 12 лет в должности настоятеля храма или члена Епархиального попечительства о бедных, а также члена правления семинарии, духовного училища, получали право на награждение орденом Св. Анны III степени. Такое же право получали священнослужители за преподавание «Закона Божьего» в учебных заведениях в течение 25 лет, а диаконы – за 50-летнюю службу.

Лица женского пола – игуменьи, награждались, по усмотрению императрицы, орденом Св. Екатерины, а также Наперсными крестами как от Св. Синода, так и жалуемыми из кабинета Его Величества.

Многие священники во время боевых действий Отечественной войны 1812 г. вели себя весьма достойно, что нашло отражение в документах того времени. В нескольких случаях священники были награждены орденом Св. Георгия IV степени. Первым кавалером стал священник 19-го Егерского полка о. Василий Васильковский. 31 октября 1812 г. командир 6-го корпуса генерал Д.С. Дохтуров доносил М.И. Кутузову, что отец Васильковский «находясь в сражении при Малоярославце, шел впереди полка с крестным знамением и примером своего мужества поощрял воинов к быстрому поражению неприятеля, причем он получил рану пулею в голову». По представлению Кутузова 17 марта 1813 г. Император Александр I пожаловал Василию Васильковскому орден Св. Георгия IV степени.

Существовал обычай, довольно редкий, награждения полковых священников награждением наперсным крестом из Кабинета Его Величества на Георгиевской ленте. Так, священник Полоцкого пехотного полка Трофим Егорович Куцынский за героическое поведение при штурме Измаила в 1790 г. был награжден осыпанным бриллиантами наперсным  крестом на Георгиевсокй ленте, 500 рублями единовременно и 300-рублевой ежегодной  пожизненной пенсией.

Первой медалью, которой стали награждать и священнослужителей, стала серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 г.», учрежденная Александром I пятого февраля 1813 г. Помимо всех воинских чинов армии и ополчения, награждали и полковых священников, непосредственно принимавших участие в сражениях, по именным спискам, утвержденным императором.

Практически все медали, выпущенные по случаю многочисленных войн, в которых участвовала Россия в XIX – XX вв., вручались и священникам, принимавшим в них участие. Кроме того, священнослужителям вручались медали, выпущенные по случаю коронации императоров, освящения храмов и т. п.

Всего в России до 1917 года было 22 государственных ордена, но не было ни одного церковного. Особо отличившиеся священнослужители были награждены следующими  государственными орденами:

— Святого Андрея Первозванного,
— Святого Владимира, четырех степеней,
— Святого Александра Невского,
— Святой Анны, трех степеней,
— Святого Георгия Победоносца.

В годы советской власти государство сформировало новую наградную систему, состоявшую из революционно-трудовых и социалистических наград. При этом государственные награды дореволюционной России оказались не востребованы и забыты. Священноначалие Русской Православной Церкви создало собственную, церковную орденскую наградную систему для поощрения трудов, понесенных мирянами и клириками.

Первым был учрежден орден Святого равноапостольного Великого князя Владимира. Решение об учреждении было принятого Святейшим Патриархом Алексием I и Священного Синода в 1957 году в связи с празднованием 40-летия восстановления Патриаршества в России.

Следующим по времени стал орден и медаль Преподобного Сергия Радонежского, которые были учреждены определением Святейшего Патриарха Пимена и Святейшего Синода от 26 декабря 1978 г.

Важным историческим событием для жизни нашей Церкви стало празднованием 1000-летия Крещения Руси. К этой знаменательной дате были учреждены сразу три ордена:

— орден Святого апостола Андрея Первозванного, ставший высшей наградой Русской Православной Церкви,
— орден Святого благоверного князя Даниила Московского,
— орден Святой равноапостольной Великой княгини Ольги.

С начала 90-х годов ХХ в. произошли значительные изменения жизни Церкви. Повсеместно стали открываться монастыри, восстанавливаться и строиться новые храмы, возродилось социальное, миссионерское и просветительское служение, возрос ее авторитет в обществе. В связи с этим в последнее десятилетие были учреждены новые церковные ордена и медали, которыми отмечают труды священнослужителей и мирян за вклад в возрождение церковной жизни. Одновременно, в это время появились и первые церковно-общественные награды. К ним относятся:

— орден трех степеней и медаль Святого мученика Трифона, которые были учреждены в 1995 г.
— орден Святого благоверного царевича Димитрия, утвержденный совместно с Российским детским фондов в 1997 году.

В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, принятым в 2000 году, в обязанности Архиерейского Собора входит утверждение общецерковных наград (Часть III. Архиерейский Собор, п. 4. ф). Священный Синод на заседании 25 марта этого года поручил Управлению делами Московской Патриархии подготовить Положение о наградах в Русской Православной Церкви. Подготовленное Положение было рассмотрено на заседаниях Священного Синода 17 августа и 1 октября сего года и рекомендовано для предоставления на Архиерейский собор для утверждения.

[add_to_cart=191]